28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
Нутритивная поддержка больных со свищами пищеварительного тракта
string(5) "21115"
1
ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России, Москва, Россия
Для цитирования: Снеговой А.В., Салтанов А.И., Манзюк Л.В., Сельчук В.Ю. Нутритивная поддержка больных со свищами пищеварительного тракта. РМЖ. 2009;13:874.

Свищи пищеварительного тракта являются одним из грозных осложнений в послеоперационном периоде. Несмотря на появление новых хирургических технологий проблема свищей по–прежнему остается актуальной [1].

Почему образование свищей является грозным осложнением? Потому что в подавляющем большинстве случаев это как минимум длительное лечение, а как максимум осложнение, которое может привести больного к летальному исходу. Для врача возникновение этого осложнения всегда требует мобилизации его мастерства, временных затрат и душевных сил. Результаты лечения свищей пищеварительного тракта напрямую связаны с установлением причин образования и адекватностью выбранного лечения [1].
Причины возникновения свищей пищеварительного тракта очень многообразны и подразделяются на несколько групп [1]:
1. обусловленные патологическими процессами в брюшной полости и ее органах;
2. обусловленные тактическими ошибками;
3. обусловленные техническими ошибками и погрешностями.
Свищи пищеварительного тракта подразделяются на две большие группы: внутренние и наружные свищи. Внутренние свищи характеризуются наличием патологического соустья между двумя полыми органами. Наружные свищи классифицируются [1]:
1. По локализации:
• Пищевод
• Желудок
• Двенадцатиперстная кишка
• Тощая кишка
• Подвздошная кишка
• Слепая кишка
• Толстая кишка
• Прямая кишка
• Желчные пути
2. По морфологии:
• Губовидные
• Трубчатые
3. По степени сформированности:
• Несформировавшиеся:
Свищ на свободной петле, открывающийся в гнойную рану
Свищ, открывающийся в гнойную рану
Свищ, открывающийся в гранулирующую рану
Свищ, слизистая оболочка которого частично срослась с кожей
• Сформировавшиеся
4. По функции:
• Полные свищи
• Неполные свищи
5. По количеству:
• На одной петле
• На разных петлях
6. Смешанные свищи:
• И тонкой, и толстой кишки
7. По осложнениям:
• Местные (абсцессы, флегмоны, гнойные затеки, дерматит, выпадение слизистой оболочки, энтерит, колит, кровотечение из свища)
• Общие (нарушения водно–солевого и белкового обмена, почечная недостаточность, истощение)
8. По характеру «шпоры»:
• «Шпора» мягкая, не выстоит в свищевое отверстие
• «Шпора» мягкая, выстоит в свищевое отверстие
• «Шпора» ригидная, выстоит в свищевое отверстие
9. Фон, на котором развивается и протекает свищ:
• Перитонит
• Остаточные гнойники брюшной полости
• Частичная кишечная непроходимость
• Эвентрация
Также свищи пищеварительного тракта классифицируются в соответствии с комплексом вовлеченных анатомических структур или их физиологической функции [2].
Первый тип – свищи пищеварительного тракта, связанные с несколькими органами. Второй тип – свищи, локализующиеся в анатомической проекции одного органа. Третий тип – свищи толстой кишки. Четвертый тип характеризуется наличием свищевого хода, открывающегося в дефект, площадью более чем 20 см2, на передней брюшной стенке.
По объему содержимого, теряемого через свищ за 24 ч [2]:
1. менее 200 мл;
2. от 200 до 500 мл;
3. более 500 мл.
Все особенности, приведенные в данной классификации, необходимо учитывать при лечении. В результате клиническая картина будет более полной, следовательно, улучшится и план терапии. В процессе лечения клиническая картина и особенности свища могут изменяться, что должно своевременно учитываться.
Наличие свища приводит к дискоординации всех органов и систем организма. Выраженность этих нарушений может быть минимальной, например при свищах толстой кишки, и крайней степени, приобретая порой необратимый характер при наличии высоких свищей (дуоденальных, проксимального участка тощей кишки). Необходимо отметить, что тяжесть состояния при кишечных свищах обусловливается не только выраженной нутритивной недостаточностью (от 55 до 90%), но и потерей пищеварительных соков (желудочного, кишечного, панкреатического, желчи), а также эссенциальных электролитов, и выраженной гиповолемией. Как правило, гиповолемия характеризуется дефицитом воды и растворенных в ней веществ при нормальном осмотическом давлении плазмы – изотоническая дегидратация.
Клинически это состояние характеризуется тахикардией, снижением артериального давления, потерей аппетита, жаждой, рвотой, вздутием живота. Отме­ча­ются изменения в лабораторных показателях: увеличение числа эритроцитов, увеличение гематокрита.
При свищах кишечника, особенно тонкой кишки, наблюдается значительное снижение показателей общего белка, альбумина, альбумин–глобулинового коэффициента. Снижение этих показателей обусловлено следующими причинами:
• недостаточным поступлением нутриентов в пищеварительную систему;
• неэффективностью поступающих нутриентов для покрытия энергетических и пластических потребностей организма;
• мальдигестией вследствие потери ферментативной функции;
• мальабсорбцией;
• нарушением белково–синтезирующей функции печени;
• альбуминурией.
Гипоэлектролитемия проявляется снижением уровня калия, кальция, магния в сыворотке крови. Уровень натрия и хлора остается у больных в подавляющем большинстве случаев в пределах нормы.
При свищах двенадцатиперстной и тонкой кишки, наиболее часто развивается метаболический ацидоз, который обусловлен потерей гидрокарбоната. При свищах желудка, наоборот, чаще развивается метаболический алкалоз.
Необходимо помнить, что при свищах кишечника, патологические изменения происходят также во многих внутренних органах: печени, надпочечниках, почках, поджелудочной железе.
В печени наиболее часто наблюдается дистрофия гепатоцитов, набухание. Также снижаются запасы гликогена. Все это приводит к нарушению синтеза альбуминов, протромбина, снижению антитоксической функции. Вследствие истончения коркового слоя надпочечников у больных отмечается гипотония и тахикардия. Изменения, развивающиеся в почках при свищах кишечника, получили названия «нефроза кишечного истощения» [1].
Также необходимо помнить, что постоянное истечение кишечного содержимого угнетающе действует на психическое состояние больного. Причем это состояние довольно часто усугубляется присоединяющимся дерматитом.
Таким образом, патофизиологические нарушения, возникающие при свищах пищеварительного тракта, очень многообразны и, по сути, затрагивают основные системы жизнедеятельности организма.
Проблема нутритивной поддержки больных с кишечными свищами на сегодняшний день не решена однозначно. Так, большинством клиницистов принято переводить больного на парентеральное питание с полным исключением перорального питания. Однако существует и другая точка зрения, согласно которой больной должен получить полноценное питание per os, избегая лишь употребления очень сокогонных продуктов, в сочетании с парентеральным питанием. В 40–50–х г. XX в. была предложена диета, которая содержала мало клетчатки [Н.К. Мюллер, 1944], основными составляющими были: рыба (в протертом виде), творог, яйца (омлет), сливочное масло, белый хлеб, сухари, сухое печенье, крутая каша (рисовая, манная). Из сладких блюд рекомендовались желе, кисель, муссы. Эта диета рассчитана на полное всасывание пищи в тонкой кишке. Таким образом, клиницистами использовалось парентеральное питание и пероральное питание в сочетании или без парентерального питания.
На сегодняшний день при свищах пищеварительного тракта применяется как парентеральное, так и энтеральное питание (специализированными энтеральными смесями).
Парентеральное питание, применяемое у пациентов с кишечными свищами, не только поддерживает положительный азотистый баланс, но и способствует увеличению показателей общего белка, альбумина в сыворотке крови, резко сокращает выделение секретов органов, участвующих в пищеварении, содействуя тем самым спонтанному закрытию свища. В пользу этого свидетельствуют данные Sanjay S.N. et al. [3] и других авторов. Edmunts et al. [4] проанализировал 157 пациентов с энтерокутанными свищами и сообщил, что смертность составила 59%, несмотря на интенсивно проводимую терапию, однако без применения технологий нутритивной поддержки. Исследование Chapman et al. [5] показывает, что в результате применения парентерального питания (3000 ккал/сут.) у 56 больных с энтерокутанными свищами смертность составила 12%, закрытие свища отмечено у 89% больных. Инте­ресным представляется анализ 404 больных с энтерокутанными свищами, проведенный Soeters [6], за три периода: первый с 1945 по 1960 г., второй с 1960 по 1970 г., третий с 1970 по 1975 г. В результате отмечено, что за первый период смертность больных составила 48%, в то время как во втором периоде смертность больных составила 15%. Разница данных в этих периодах объясняется применением более адекватных технологий парентерального питания. При анализе показателей третьего периода отмечено увеличение частоты случаев спонтанного закрытия свища. По данным Traverso L.W. et al. [7] применение технологий парентерального питания позволяет сократить объем кишечных потерь через свищ на 30–50%, тем самым снизить потери ферментов и уменьшить катаболизм.
Исходя из приведенных выше данных, может показаться, что парентеральное питание является наиболее предпочтительным методом нутритивной поддержки больных со свищами пищеварительного тракта. Однако его применение может приводить к таким серьезным осложнениям, как:
• бактериальная транслокация;
• катетер–ассоциированная инфекция;
• метаболические расстройства (перегрузка или наоборот нехватка определенных нутриентов).
В результате происходит еще большее увеличение потерь через свищ [8–10]. К тому же парентеральное питание не способствует уменьшению базальной или цефальной секреции, и его длительное применение парентерального питания может приводить к стимуляции желудочной и кишечной секреции, тем самым усугубляя нутритивную недостаточность.
Бесспорным, по мнению большинства исследователей [11,12], является то, что энтеральное питание является предпочтительным методом нутритивной поддержки как более эффективное для коррекции катаболизма, а также способствующее сохранению и регенерации стенки кишечника [11,12]. Необ­ходимо помнить, что определенные энтеральные смеси содержат глутамин, аргинин, нуклеотиды, омега–3 жирные кислоты, что приводит к восстановлению целостности слизистого слоя кишечника, а также более быстрому закрытию свища [12]. Энтеральное питание может применяться также в случае обильных потерь кишечного содержимого через свищ. Доказательством тому служит исследование Levy et al. [8], проведенное на 335 больных с энтерокутанными свищами. Объем потерь через свищ составлял в среднем около 1350 мл/сут. В результате применения энтерального питания частота закрытия свищей составила 85%.
В среднем свищи толстой кишки закрываются через 30–40 дней, подвздошные – 40–60 дней, тонкокишечные через 50 дней. Однако длительность может варьировать от 10 недель до 13 месяцев [13].
Выбор той или иной методики нутритивной поддержки в основном основывается на локализации свища.
Если свищ связан с поджелудочной железой, тощей, подвздошной кишкой, проксимальной частью тонкой кишки и является «высокопродуктивным», то чаще используют парентеральное питание.
В том случае, когда свищ связан с пищеводом, желудком, двенадцатиперстной кишкой, дистальной частью подвздошной кишки, толстой кишкой, рекомендуют прибегнуть к энтеральному питанию [3,14].
Таким образом, при выборе методики нутритивной поддержки необходимо учитывать локализацию свища и в случае возможности применения энтеральной методики нутритивной поддержки стремиться ее использовать, так как это более эффективный, безопасный и доступный метод нутритивной поддержки.
Согласно данным Waitzberg D.L. et al. [15], ежедневно больной со свищом теряет приблизительно 75 г белка, 12 г азота плюс ферменты и кишечный химус.
Поэтому большинством исследователей [13,15,16] считается, что потребность у больных с «низкопродуктивным» свищом составляет от 1 до 1,5 г белка на 1 кг веса в сутки, при «высокопродуктивных» свищах – от 1,5 до 2,5 г белка на 1 кг веса в сутки. Нутритивные схемы должны обязательно содержать витамины и минералы. Особое внимание необходимо уделить уровню витамина С, цинка, меди, фолиевой кислоты, витамина В12.
В связи с тем что в России наиболее часто применяется парентеральное питание при лечении больных с кишечными свищами, в нашей статье мы хотели бы привести результаты лечения больного со свищом в области гастроэнтероанастомоза.
Клинический пример
Больной Д., 85 лет, поступил в плановом порядке для оперативного лечения в одну из областных больниц. В ходе обследования у больного верифицирован диагноз: рак антрального отдела желудка, Т3N2M0, гистология – умеренно дифференцированная аденокарцинома.
Оперативное вмешательство выполнено в объеме субтотальной резекции по Бильрот II в модификации Гофмей­стера – Финстерера. Клинико–лабораторные показатели больного приведены в таблице 1.
В послеоперационном периоде больному проводилось парентеральное питание из расчета: белка – 0,8 г на 1 кг веса в сутки (Инфезол 100), энергии – 20 ккал на 1 кг веса в сутки, инфузионно–транс­фузионая терапия, антибактериальная терапия.
Тем не менее состояние больного прогрессивно ухудшалось: снижались показатели гемодинамики, белкового пула, контакт с больным становился все труднее ввиду его заторможенности.
На 10 сутки появилось желудочное отделяемое из точечного отверстия на передней брюшной стенке, в проекции гастроэнтероанастомоза. Выполнена экстренная рентгенография с водорастворимым контрастом, обнаружена несостоятельность передней стенки гастроэнтероанастомоза с формированием свища.
Выраженный спаечный процесс способствовал быстрому отграничению несостоятельности пищеводного анастомоза от других отделов брюшной полости.
Схема нутритивной поддержки включала парентеральное питание Инфезол 100 в течение 7 суток с последующим переходом только на энтеральное зондовое питание в объеме 2,5 л, плотностью 1,0 ккал/мл. Зонд для питания установлен эндоскопическим методом. В качестве препаратов для парентерального питания использовали (Инфезол 100 – 1000,0 мл; жировая эмульсия МСТ/LCT 10% – 500,0 мл; глюкоза 20% – 600,0 мл).
Состояние больного прогрессивно улучшалось. Улучши­лись показатели питания: антропометрические, динамометрические, биохимические, психологические и показатели азотистого баланса. Клинически больной становился более активным, отмечалась явно положительная динамика, режим расширился до палатного, а затем общего. Время закрытия свища составило 30 дней.

Таким образом, нутритивная поддержка больных с кишечными свищами должна быть обязательным компонентом консервативной терапии.



Литература
1. Богданов А.В. Свищи пищеварительного тракта. М., 2001.
2. Konzell K., et al. «Managing the challenges of enterocutaneous». J. Wound Care Canada, vol.1. n.1, 2002.
3. Sanjay S.N. et al. «Nutritional support in enterocutaneous fistula». Centre for research on nutrition support system.
4. Edmunds L.H. et al. «External fistulas arising from GI tract». Ann.Surg.1960; 152; 445–471.
5. Chapman R. et al. «Management of intestinal fistulas». Am.J.Surg. 1964; 108: 157–164
6. Soeters P.B. et al. «Review of 404 patients with gastrointestinal fistulas. Impact of parenteral nutrition». Ann.Surg.1979; 190(2); 189–202.
7. Traverso L.W. et al. «The effect of total parenteral nutrition or elemental diet on pancreatic proteolytic activity and ultrastructure». J. Parenteral Enteral nutrition 1981; 5: 496–500.
8. Levy E. et al. «High–output external fistulae of the small bowel: management with continuous enteral nutrition». Br.J.Surg. 1989; 76: 676–679.
9. Rombeau J.L. et al. «Enteral and parenteral nutrition in patients with enteric fistulas and short bowel syndrome». Surg. Clin. Nort. Am. 1987; 67: 551–571.
10. Alexander J.W. et al. «Bacterial translocation during enteral and parenteral nutrition». Proc. Nutr. Soc. 1998; 57: 389–393.
11. Baigrie R.J. et al. «Enteral versus parenteral nutrition after oesophagogastric surgery. A prospective randomized comparison». Aust. NZ. J. Surg. 1996; 66: 668–670.
12. Meguid M.M. et al. «Management of patients with gastrointestinal fistulas». Surg. Clin. North. Am. 1996; 76: 1035–1080.
13. Conter R.I. et al. «Delayed reconstructive surgery for complex enterocutaneous fistulae». In Bryant R (ed.), Acute and Chronic Wounds. St. Louis: Mosby. 1988; 322.
14. Gonzales–Pinto I. et al. «Optimising the treatment of upper gastrointestinal fistulae». J. Gut 2001; 49: 21–28.
15. Waitzberg D.L. et al. «Postoperative total parenteral nutrition». World J.Surg. 1999; 23: 560–564.
16. Berry S.M. et al. «Classification and pathophysiology of enterocutaneous fistulas». Surg. Clin. Nort. Am. 1996; 76: 1009–1018.
Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Новости/Конференции
Все новости
Новости/Конференции
Все новости
Ближайшие конференции
Все мероприятия

Данный информационный сайт предназначен исключительно для медицинских, фармацевтических и иных работников системы здравоохранения.
Вся информация сайта www.rmj.ru (далее — Информация) может быть доступна исключительно для специалистов системы здравоохранения. В связи с этим для доступа к такой Информации от Вас требуется подтверждение Вашего статуса и факта наличия у Вас профессионального медицинского образования, а также того, что Вы являетесь действующим медицинским, фармацевтическим работником или иным соответствующим профессионалом, обладающим соответствующими знаниями и навыками в области медицины, фармацевтики, диагностики и здравоохранения РФ. Информация, содержащаяся на настоящем сайте, предназначена исключительно для ознакомления, носит научно-информационный характер и не должна расцениваться в качестве Информации рекламного характера для широкого круга лиц.

Информация не должна быть использована для замены непосредственной консультации с врачом и для принятия решения о применении продукции самостоятельно.

На основании вышесказанного, пожалуйста, подтвердите, что Вы являетесь действующим медицинским или фармацевтическим работником, либо иным работником системы здравоохранения.

Читать дальше